Перейти к основному содержанию

Очевидная польза Breadcrumbs

Breadcrumbs (хлебные крошки) используют одну строку текста, чтобы показать место страницы в иерархии сайта. По нашему мнению, эта навигационная техника, хоть и является второстепенной, весьма удобна для пользователей и полезна для сайта.

Не все дизайновые решения жизненно важны для вебсайта. Конечно, важно учесть все основные моменты, иначе у вас не будет посетителей. Но важно также учитывать второстепенные моменты, так как это улучшает usability и обеспечивает комфорт для пользователя. Прекрасный пример этого – "цепочка" breadcrumbs.

Breadcrumbs не помогут вебмастеру ответить на вопросы посетителей или исправить безнадежно запутанную информационную архитектуру. Breadcrumbs всего лишь облегчают передвижение по сайту, при условии, что его наполнение и общая структура вообще осмысленны. Это существенная роль, которую выполняет одна тоненькая строчка в дизайне.

Breadcrumbs всегда были вспомогательным средством навигации. Они делят это скромное место с картой сайта. Для навигации посетители сайта в основном используют меню и поле поиска, которые более важны для usability. Но, время от времени, люди обращаются к site map или breadcrumbs, в частности, когда основная навигация не удовлетворяет их нужды.

Несмотря на их второстепенный статус, мы рекомендуем использование breadcrumbs по следующим простым причинам:

  • Breadcrumbs показывают посетителю сайта, где он находится в данный момент по отношению к остальной части сайта.
  • Breadcrumbs обеспечивают быстрый доступ к страницам более высокого уровня вложенности и, таким образом, спасают людей, которые попали на специфические, "глубокие" или ненужные им страницы.
  • Breadcrumbs никогда не вызывали проблем при тестировании пользователей: люди могут пропустить этот маленький элемент дизайна, но всегда правильно интерпретируют его; обращение с ним никогда не вызывает проблем.
  • Breadcrumbs занимают очень мало места на странице.

Таким образом, есть веские доводы в пользу использования breadcrumbs. Основной аргумент против этого состоит в том, что многие пользователи не замечают их. Итак, зачем использовать то, что замечает явное меньшинство? Однако, breadcrumbs выгодно отличаются от прочих малоиспользуемых элементов тем, что не отвлекают и не раздражают пользователя, который ими не пользуется.

Статистические исследования показывают, что число пользователей технологии breadcrumbs растет с каждым годом.  Во время тестирования от пользователей поступают, например, такие комментарии:  "Нужна опция возврата на предыдущую страницу". Но ведь кнопка "Назад" всегда присутствует в браузере, и люди ею давно и успешно пользуются! Но пользователь не просит дублировать функциональность браузера в дизайне страницы. Более того, уже многие годы этого советуют избегать. Что касается комментария конкретного пользователя, он указал на то место в странице, где обычно появляются breadcrumbs, и сказал, что хотел бы здесь видеть список ссылок на страницы более высокого уровня вложенности. Другими словами, он хотел breadcrumbs. Он уже видел их раньше, но не знал, как они называются, поэтому прокомментировал их отсутствие словами, которые можно было понять не совсем правильно. Это серьезное правило usability: не воспринимайте просьбы пользователей слишком буквально. Обращайте больше внимания на то, что они делают, чем на то, что они говорят.

Breadcrumbs почти всегда воплощаются одним и тем же способом, с помощью горизонтальной строки, которая

  • продвигается от самого высокого уровня вложенности ниже, шаг за шагом;
  • начинается с главной страницы и заканчивается на данной странице;
  • каждый уровень является простой текстовой ссылкой (кроме данной, потому что нельзя ставить ссылку, которая ничего не делает);
  • имеет простой, односимвольный разделитель между уровнями (обычно стрелка или >).

В сказке про Гензель и Гретель дети идут через лес, роняя хлебные крошки (breadcrumbs) в надежде, что потом найдут дорогу обратно. В дизайне пользовательского интерфейса опасно воспринимать метафоры чересчур серьезно, и breadcrumbs опять-таки отличный пример. Предлагать пользователю history в духе Гензель и Гретель бесполезно, так как это попросту дублирует функциональность, предлагаемую кнопкой "Назад" в любом браузере.

Цепочка history также может запутать: пользователи порой ходят кругами или попадают не туда. Присутствие истории таких запутанных похождений вверху конкретной страницы вряд ли можно назвать помощью. И наконец, цепочка history бесполезна для пользователей, сразу попали на страницу глубокого уровня внутри сайта. Польза breadcrumbs раскрывается, когда пользуешься ими корректно – как инструментом отображения отдельной страницы в информационной архитектуре сайта.

Итак: breadcrumbs должны показывать иерархию сайта, а не history пользователя.

Глядя в будущее, можно сказать, что люди будут пользоваться breadcrumbs еще чаще, так как они являются важным навигационным инструментом в Windows Vista. Большинство людей четко не разделяют операционную систему, приложения и наполнение вебсайтов. Таким образом, пользователи будут переносить свое понимание интерактивных техник Vista на ваш вебсайт.

Если на вашем сайте нет breadcrumbs, самое время рассмотреть их добавление. Они улучшат usability, удовлетворят растущие ожидания пользователей в будущем и, самое главное, они не повредят.


20 июня 2008
Что мы делаем?

Делаем УДОБНЫЕ сайты, разрабатываем фирменный стиль, продвигаем сайты в поисковиках и занимаемся контекстной рекламой.