Перейти к основному содержанию

Почему дизайнеры считают пользователей ленивыми: 3 типа поведения. Часть 3: Избирательное внимание. Советы.

Избирательное внимание (selective attention) - это давно изученный случай человеческого поведения, когда люди сосредотачивает внимание на отдельном объекте и игнорируют прочие источники информации, кажущиеся неуместными. Например, представьте, что вы в шумном ресторане, где столики расположены очень близко друг к другу. И вы очень хорошо слышите разговоры за соседними столиками, но вы решаете «отключить лишний звук» и сосредотачиваетесь только на вашем собеседнике. Или, например, вы проверяете погоду в мобильном приложении и нарочно не смотрите на анимированные рекламные баннеры, фокусируя внимание только на температуре воздуха и иконках солнышка и облаков.

В зависимости от дизайна, ситуации, конкретного пользователя и прошлого опыта, определенные элементы на экране (иногда полезные, иногда - нет) могут быть игнорированы. Таким образом, избирательное внимание может как помочь, так и навредить пользователям.

Представьте, что человек читает новости на новостном сайте. Он очень увлечен сюжетом и совсем не смотрит на верхнюю панель меню. В этом сценарии игнорирование навигации не вредит пользователю, потому что ему не нужно никуда больше идти. Но этот же самый человек (его так заинтересовала новость, что он хочет почитать еще) так сконцентрирован на информации из блока «Другие тексты этого автора» в конце сюжета, что он не замечает блока «Похожие ссылки» внизу страницы. Эта ситуация - пример вреда, который избирательное внимание наносит пользователям.

Избирательное внимание - это также результат анализа «Затраты vs Выгода», хотя эта черта сильно въелась в человеческую натуру и, возможно, ее диктует нам эволюция. Каждую секунду внимание внимание человека переполнено раздражителями, и обращать внимание на каждый из них было бы крайне неэффективно. Если бы, переходя улицу где-нибудь в Манхеттене, мы уделяли равное внимание нарядам модников, ароматам из мусорных баков и дорожному движению, мы бы не смогли идти достаточно быстро, чтобы увернуться от едущего навстречу желтого такси. Люди научились уделять внимание в первую очередь важным раздражителям и игнорировать менее угрожающие или менее интересные (по прошлому опыту).

Наш прошлый опыт в вебе научил нас, что баннеры, панели меню, поля для поиска и прочие элементы интерфейса часто находятся в верхней части страниц. В результате мы научились игнорировать баннеры и вообще все то, что напоминает рекламу. Вместо этого мы ищем взглядом предложения и советы, фокусируешь на тех регионах, где мы предполагаем найти контент.

Советы для веб-дизайнеров

Вот несколько стратегий, которые помогут вашим пользователям не стать злосчастными жертвами девайс-инерции, импульсивного поведения и избирательного внимания:

  1. Пусть важные задачи (а может, и все задачи) будут легко решаемы на любом устройстве. Изучите часто используемые устройства и сконцентрируйтесь на них.
  2. Не ожидайте, что пользователи перейдут со смартфона или планшета на другое устройство. Не перейдут.
  3. Пусть пользователи смогут легко синхронизировать информацию с разных платформ и постепенно научатся, что задачи, начатые в смартфоне, можно запросто продолжить на компьютере без лишних усилий и временных затрат.
  4. Изучите наиболее популярные среди пользователей способы решения задач (с помощью исследований и аналитики). Если оптимальный способ - не самый популярный, работайте над тем, чтобы сделать его более заметным, доступным и юзабельным.
  5. Не делайте важные элементы пользовательского интерфейса похожими на рекламу или на тот контент, который люди научились игнорировать.

И самое главное: пытайтесь делать ваши интерфейсы лучше - вместо того, чтобы просто называть пользователей ленивыми. Эволюции потребовались миллионы лет, чтобы произвести на свет наших пользователей, так что вряд ли они быстро поменяют свои поведенческие паттерны в угоду вашим приложениям и вебсайтам.


21 декабря 2015

Комментарии

Добавить комментарий

Что мы делаем?

Делаем УДОБНЫЕ сайты, разрабатываем фирменный стиль, продвигаем сайты в поисковиках и занимаемся контекстной рекламой.