Перейти к основному содержанию

Увольте проблемного клиента!

Знакомые дизайнеры часто сетуют на проблемных заказчиков. Причем, львиная доля жалоб приходится не на разовые неудачные проекты, а на тех, с кем сотрудничают регулярно.

Одни клиенты систематически просрочивают (а хочется написать "просрАчивают") оплату. Вторые - постоянно выбивают скидку или оплачивают лишь часть работы, ссылаясь на то, в следующий раз больше закажут, или на то, что им подошло не все. А, раз не подошло - значит, и платить не обязаны! Третьи же создают столько проблем на пустом месте, что овчинка просто не стоит выделки: своими правками и дополнениями вас заставят отработать десятикратную стоимость проекта, а заплатят при этом столько, сколько было оговорено изначально - и ни копейкой больше!

Казалось бы, даже после однократного сотрудничества с таким клиентом стоит сделать выводы, и больше никогда с ним не работать. Но многие дизайнеры раз за разом продолжают наступать на те же грабли. "Баннерок за 400 рублей", "Иллюстрацию со скидочкой", "Срочный заказик, который - кровь из носу - нужно сдать уже завтра. Ничего, что мы вам об этом в конце рабочего дня написали, вы же успеете?". Порой такое деловое садо-мазо может длиться годами.

- О чем речь? Конечно, все сделаю! - говорит дизайнер, а потом рвет на себе волосы, прикидывая - стоила ли двух тысяч рублей третья бессонная ночь подряд и внесение двадцать пятой правки в проект? 

Ответ однозначный: конечно, не стоила. Если работа с этим клиентом приносит столько страданий, почему бы просто не отказать ему?

Все очевидно - дизайнер боится остаться без заказов.

Рассмотрим ситуацию, знакомую многим из вас:

"Сегодня продинамлю клиента, а завтра мне будет нечего есть!" - рассуждает фрилансер Пупкин. Когда-то на заре своей карьеры он хватался за любой заказ - лишь бы заметили, лишь бы заплатили! Его будни состояли из потока дешевых и, как правило, неинтересных задач.

Время шло, Вася изучил много нового, профессионально вырос, цены в стране подскочили в три раза, а клиенты у парня остались все те же: с прежними бюджетами, задачами и требованиями.

Вася - хороший дизайнер, но все еще продолжает мыслить как плохой. Он думает, что единственный способ заработать больше для него - это просто брать больше заказов и не воротить нос ни от какой работы, ведь он прекрасно помнит времена, когда за каждого клиента приходилось бороться, оставляя по сотне заявок на бирже фриланса в день.

Поверьте, такая психология никогда не выведет вас из порочного круга. Вы к нему привыкли, адаптировались. Как бы парадоксально это ни звучало: вашей зоной комфорта стал абсолютный дискомфорт. Для того, чтобы подняться на уровень выше, нужно уметь отсеивать зерна от плевел. Опыт и навыки у вас уже есть. И все, что вам необходимо сейчас - просто найти своего клиента.

Нужно занять нишу, которая интересна вам лично, выработать профессиональный стиль. А если будете браться за все, без разбора, останется ли у вас время на развитие? Останется ли у вас время хоть на что-то?

Запомните: плохой клиент не изменится никогда. Это как с пересоленным блюдом - нет смысла реанимировать его приправами. Оно все равно останется невкусным. Просто не ешьте это. Возьмите другое. 

Увольте уже своих проблемных клиентов! Увольте их всех - твердо и решительно, прямо сейчас. Ваше время стоит дороже, чем они готовы предложить. Ищите проекты, которые вам нравятся, которые вам бы хотелось развивать. Поначалу это может быть сложно. Но не сложнее, чем клепать очередной скучный проект бессонной ночью. Возможно, на первом этапе дохода действительно станет меньше - но ваше терпение с лихвой окупится в ближайшем будущем! Зато вы будете получать удовольствие от того, что делаете.

И, поверьте, найдете хотя бы одного своего заказчика - и он обязательно приведет других. Ведь, если человеку нравится то, что вы для него делаете, он обязательно порекомендует вас кому-то еще.


17 ноября 2016

Комментарии

Добавить комментарий

Что мы делаем?

Делаем УДОБНЫЕ сайты, логотипы и фирменные стили, продвигаем сайты и занимаемся SMM.