Перейти к основному содержанию

Легкость, доступность и правильный подход

Три принципа - правильный подход (approachability), легкость в обращении (usability) и доступность (accessibility) – формируют полезную комбинацию для оценки веб-сайта. Сразу оговорюсь: предложенные мной варианты перевода далеко не единственные. Возможно, кто-то сочтёт их и вовсе ошибочными. Что ж, друзья, мы всегда готовы обсудить это с вами!

Давайте на минуту представим, что наш информационный ресурс – это электрическая розетка. В этом случае, подход (approachability) заключается в том, что вы хотите взаимодействовать с розеткой (вы понимаете необходимость этого взаимодействия для, например, освещения, а также сознаете, что данная розетка вполне способна вам в этом помочь). Легкость (или интуитивность) - usability - состоит в том, что вы знаете, как взаимодействовать с ней (вы понимаете, куда надо воткнуть вилку). И, наконец, доступность (accessibility) состоит в том, что вы способны с ней взаимодействовать (вы используете вилку, сделанную именно под эту розетку).

Эти три параметра подходят и для веб-страниц:

  • сайт должен ясно давать понять, в чем состоят его цели;
  • он должен рассказывать, или, скорее, показывать свою, интересную для посетителя историю;
  • и быть уверен, что его можно использовать в разном контексте.

Эти критерии отличаются друг от друга, но они взаимосвязаны и иногда даже перекрещиваются. Кроме того, иногда, увеличивая свой “счёт” в одном из этих полей, вы уменьшаете его в другом. А бывает и так, что, желая искусственно понизить какой-то один параметр – например, ограничить доступ к вашей розетке детям, вы вместе с этим понижаете её usability.

Как всё это выглядит, применительно к веб-страницам?

Например, поле ввода имени пользователя (login box) на сайтах выглядит очень по-разному. Сравните надпись "Вход для зарегистрированных пользователей" и простое "Логин" или "Имя пользователя". Первая надпись напоминает о сообществе, другая не имеет никакого оттенка.

Что касается approachability и usability, важно всегда помнить, что ваш сайт должен общаться с посетителями визуально, а не текстово. Необязательно писать “введите ваш логин и пароль для входа” – сначала убедитесь, что эта "коробка" выглядит интуитивно, характерно и узнаваемо! Если вам это удалось, много слов не потребуется.

Чтобы измерить доступность (accessibility) любого сайта, нужно взглянуть на его технологии. Как, например, он смотрится при уменьшенном/увеличенном размере шрифта? А что, если у вас Mozilla Firefox или Opera? Меняется ли рисунок страницы при разрешении 640x480? И так далее. Иногда, увеличивая usability – скажем, добавляя прекрасные возможности AJAX, вебмастер понижает accessibility своей странички – например, кнопка "Назад" вдруг отказывается работать.

Если вы создали веб-сайт или веб-приложение, проверьте его на approachability, usability и accessibility. Это поможет вам увидеть, насколько вы достигаете своей цели, а ваши пользователи – своих целей. Ваша цель и цель пользователя должны иметь хоть что-то общее. Типичный случай противоположных целей – когда вебмастер просто хочет денег и открывает всплывающие рекламные окна, а посетитель просто хочет ознакомиться с содержанием страницы и закрывает эти окна.

Каждый аспект вашего сайта имеет значение: ваше доменное имя; сколько слов вы используете, чтобы донести вашу мысль до читателя; присутствует ли ваш e-mail на каждой странице; какую версию HTML вы используете; есть ли у ваших кнопочек 3D-тени; заголовки ваших страниц; ваш логотип; цвета фона; подчеркнуты гиперссылки или нет; насколько "чистым" выглядит ваш сайт… И так далее.


16 сентября 2008
Что мы делаем?

Делаем УДОБНЫЕ сайты, разрабатываем фирменный стиль, продвигаем сайты в поисковиках и занимаемся контекстной рекламой.