Перейти к основному содержанию

Будущее веб-поиска: пришествие Человека

Давным-давно, самой вожделенным секретом в американском бизнесе был рецепт Coca-Cola. Сегодня это алгоритм Google.

В сегодняшнем поисковом бизнесе, увы, нет игрока на роль Pepsi. Yahoo! – самый близкий и все же слишком далекий №2, причем Google больше зарабатывает в квартал, чем Yahoo! в год. Возможно, это имело влияние на уход технического директора (CTO) Yahoo!, главного администратора (COO) и их исполнительного директора (CEO). Microsoft, еще более далекий №3 в поисковой гонке, не в силах угнаться за Google, даже имея 28 миллиардов наличными.

Однако неудачи преследователей Google не охлаждают пыл предпринимателей, желающих поучаствовать в "большой игре". Если учесть, что сочетание низких стартовых расходов и потенциально огромной прибыли, их рвение выглядит вполне разумным.

Разработать поисковый алгоритм может очень маленькая группа. В случае Google, в ней было всего два человека – Ларри Пейдж и Сергей Брин. И для начала они побили Alta Vista, поисковую систему, разработанную семью специалистами из Digital Equipment Corporation.

Уровень доходов в поисковом бизнесе "срывает крышу" многим. Известно, что в других сегментах IT-рынка такого достичь невозможно. Рентабельность продаж Google в прошлом году составила 29%. Для сравнения, Amazon сделал 1.8% — да-да, единичка и восемь десятых. Ну и в каком бизнесе вы бы хотели работать?

Даже сбор крошек, оставшихся от Google, может быть весьма прибыльным занятием. Дон Додж (Don Dodge), менеджер Microsoft, который работает вне поисковой группы своей корпорации, опубликовал следующую запись в личном блоге: “Почему 1% доли поискового рынка стоит 1 миллиард долларов.” Г-н Додж объясняет, что 1% из 7.3 миллиардов поисков, совершенных в марте в США, умноженный на 12 центов рекламной прибыли от каждого поиска, означают годовой доход в сумме 105 миллионов. Если предположить, что мировой рынок поиска в 10 раз больше, эта арифметика приводит к кругленькой сумме в один миллиард долларов.

Вот еще один кусочек для размышления: любая компания, предлагающая качественные поисковые услуги, может иметь чужих пользователей. Никакие долгосрочные контракты не удержат пользователей Google на месте. К тому же, даже если каждая поисковая система проводит поиск по-своему, пользователи делают одно и то же — «вбивают» слово или фразу — и неважно, каким сервисом они пользуются. Таким образом, никакие маневры не напугают пользователей, обдумывающих переход на другую поисковую систему.

Такие системы, как Hakia, Accoona и Powerset пытаются отхватить свой кусок рынка путем написания более продуманного алгоритма. Растет число предпринимателей, делающих на них свои ставки. Они группируются в новой области, названной “социальным поиском,” и в этом поле становится все теснее.

Новички типа Squidoo, Sproose и NosyJoe предлагают результаты поиска, основанные на предложениях или голосах пользователей. Bessed также использует своих клиентов, чтобы предложить лучшие веб-страницы на заданную тему, но затем их редакторы улучшают данные клиентов. ChaCha дает пользователям возможность онлайн-беседы с человеком, обеспечивающим помощь в поиске.

Иногда небольшая вариация уже существующей идеи имеет шансы выделиться. В октябре 2006 года, когда Bessed запустили свой поисковый сервис со списками результатов, отредактированных вручную, у них было только два редактора, и этот сервис покрывал лишь несколько сотен поисковых запросов, предложенных пользователями в случайном порядке.

В следующем месяце другая компания, Mahalo (“спасибо” по-гавайски), представила поисковую службу с отредактированными вручную результатами. Она имела несколько преимуществ: поддержка венчурного капитала, 30 редакторов, постоянная концентрация на наиболее часто запрашиваемых поисковых терминах, плюс еще одна идея – обеспечить результаты поиска Google для любого поиска, который не покрывают их собственные.

Теперь Mahalo обладает заранее подготовленными страницами для пяти тысяч запросов, относящихся к развлечениям, путешествиям, здоровью, технологиям и другим областям. Компания планирует расширить свое покрытие до десяти тысяч запросов к концу года и со временем обеспечивать результаты для одной трети наиболее популярных поисковых запросов.

Компанию финансирует Sequoia Capital, а эти люди не новички в поисковом бизнесе: на первых порах они поддерживали Yahoo! и Google. Sequoia, подобно другим венчурным фирмам из Силиконовой долины, предлагает опытным предпринимателям офис и зарплату, чтоб было комфортнее начинать новый бизнес. Таким образом начинал сам Джейсон Калаканис (Jason Calacanis), основавший Mahalo. Г-н Калаканис в 36 лет был признан Лучшим репортером Силиконовой долины в середине 90-х, и также был одним из основателей Weblogs.

Калаканис также заявил, что обладает достаточным финансированием, чтобы обеспечить пять лет экспериментов и улучшений, но не раскрыл суммы.

"Ручная" страница результатов поиска Mahalo имеет одно преимущество над страницей результатов Google: она сгруппирована в подтемы, благодаря чему такую страницу со ссылками гораздо легче просматривать и находить места, вызывающие интерес. Например, страница Mahalo, посвященная Пэрис Хилтон, группирует рекомендованные ссылки в кластеры, включающие в себя новости, фотографии, сплетни, сатиру и юмор. Использование таких тематических категорий также ограничивает потребность обеспечивать, подобно Google, двухстрочные текстовые отрывки (сниппеты) из вебсайтов, неким образом описывающие их контент.

Страница Mahalo, освещающая мисс Хилтон, содержит более 80 сайтов, и каждый умещается всего лишь в одну строку. Разбитые на подтемы, они существенно легче для просмотра, чем 12 сайтов, составляющие всю первую страницу результатов поиска Google.

 


16 сентября 2008
Что мы делаем?

Делаем УДОБНЫЕ сайты, разрабатываем фирменный стиль, продвигаем сайты в поисковиках и занимаемся контекстной рекламой.